
Георгий Гладких – наш земляк, уроженец д. Муратова Первая Малоархангельского уезда (ныне в составе Покровского района). Он появился на свет 6 мая 1915 года в многодетной крестьянской семье (три сына и четыре дочери) Егора Гладких. Вообще-то, в этом небольшом, но старинном населенном пункте жили сплошь однофамильцы и родственники, потомки первопоселенца и служилого человека времен царя Михаила Федоровича.
Георгий Гладких в середине 30-х годов перебрался в Ростовскую область, работал на одном из предприятий. В 1937-м в городе Шахты он добровольно вступил в Красную армию, его служба началась в звании младшего лейтенанта после окончания военного училища.
Еще до начала Великой Отечественной наш земляк приобрел приличный боевой опыт, участвуя в польской кампании («Освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию» 1939 года) и советско-финской войне 1939–1940 годов.
С первых дней Великой Отечественной лейтенант Гладких воюет в одной из артиллерийских частей, участвует в оборонительных боях и защищает столицу нашей Родины (за это был удостоен первой своей медали – «За оборону Москвы»).
С момента образования 151-й отдельной стрелковой бригады и начала ее боевого пути на Северо-Западном фронте (рубеж Пола – Борки – Березовка) старший лейтенант Гладких сражается в ее составе в качестве командира батареи артиллерийского дивизиона.
Впервые Георгий Гладких сумел отличиться в Полавском районе, среди болот, лесов и оврагов южного Приильменья. Вот что написал 29 августа 1942 года в наградном листе на него командир отдельного артиллерийского дивизиона 76-миллиметровых пушек 151-й ОСБр капитан Шометилов, представляя своего командира батареи к ордену Красного Знамени: «… Во время наступательных операций с 17.07. по 23.08.42 г., командуя батареей, старший лейтенант Гладких обеспечил бесперебойность своей батареи в течение всей операции, сам, как командир батареи, быстрее и точнее всех командиров готовил данные и открывал огонь своей батареи. Сам лично, будучи на передовой, разведал и уничтожил 21 августа 1942 года дзот и два станковых пулемета противника…».
Командир 151-й отдельной стрелковой бригады подполковник Яковлев утвердил награду, но приказом войскам Северо-Западного фронта от 3 сентября 1942 года Георгий Гладких был удостоен всего лишь медали «За отвагу». Такое понижение статуса награды случается достаточно редко.
А вскоре сразу несколько событий произошло в жизни храброго командира. Во-первых, 21 сентября 1942 года он был ранен. Правда, в отличие от первого, тяжелого ранения (7 сентября 1941 года) это оказалось гораздо более легким, и Георгий довольно быстро возвратился в строй и в свою бригаду – уже в звании капитана на должность командира отдельного артиллерийского дивизиона.
За девять месяцев командования им Гладких со своими артиллеристами отличался неоднократно. В трудные минуты боев, ни на миг не колеблясь, капитан выводил свой дивизион на открытые позиции и расстреливал врага прямой наводкой. За этот период огнем дивизиона было уничтожено более 300 гитлеровских солдат и офицеров, 45 огневых точек, разрушено 45 блиндажей и дзотов, подавлено 78 огневых точек, 3 артиллерийских и 5 минометных батарей противника.
И – самое показательное – артиллеристы капитана Гладких отразили 34 контратаки противника силой от роты до батальона. За умелое командование, уничтожение большого количества живой силы и техники врага Георгий Георгиевич был во второй раз представлен к ордену Красного Знамени, но приказом войскам 34-й армии от 28 июля 1943 года статус награды вновь изменили, вручив нашему земляку орден Александра Невского.
Осенью 1943 года на базе трех стрелковых бригад, в том числе и 151-й ОСБр, была создана 150-я стрелковая дивизия, в которой командиром 328-го артиллерийского полка был назначен ставший к этому времени майором Георгий Гладких. Уже в новой должности он отличился вместе с дивизией во время прорыва гитлеровской линии обороны «Пантера» летом 1944 года. 12 июля за отличия при овладении поселком Идрица 150-я стрелковая дивизия была удостоена почетного наименования «Идрицкая».
А майор Гладких «в наступательных боях под Идрицей, Себежем (Псковская область) и Резекне (Латвийская ССР) проявил себя мужественным офицером… Артиллеристы майора Гладких, сопровождая пехоту огнем орудий с закрытых огневых позиций и прямой наводкой, прокладывали путь пехоте… За период наступления с 10 июля по 1 августа 1944 года полк майора Гладких уничтожил: до 600 солдат и офицеров противника, 4 артминбатареи, 24 пулемета, 3 орудия ПТО, подавил до 44 огневых точек и 4 артминбатареи».
Наградой командиру 328-го артполка стал орден Красного Знамени (согласно приказу 3-й Ударной армии от 14 октября 1944 года), наконец-то полученный им с третьей попытки.
За «образцовое выполнение боевых задач, отличные действия полка в боях на территории Померании, при прорыве обороны противника на западном берегу реки Пилица, за мужество и отвагу», проявленные майором Гладких, он приказом войскам 3-й Ударной армии от 18 марта 1945 года был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
А спустя месяц началась Берлинская наступательная операция, в которой 328-й артполк уже подполковника Гладких снова отличился. Артиллеристы шести его батарей прямой наводкой били по зданию рейхстага, уничтожая вражеские огневые точки и обеспечивая наступление нашей пехоты. Но, как ни удивительно, за отличия при штурме немецкой столицы Георгий Георгиевич наград не получил, если не считать медали «За взятие Берлина», которую заслужили все участники Берлинской операции.
После демобилизации в 1961 году, дослужившись до полковника, герой штурма Берлина поселился в Курске, где скоропостижно (не дожив до 60-летия) скончался в 1972 году.
В родной деревне Муратово в послевоенные годы Георгий Гладких гостил у брата Виктора не раз. Память о героическом дядюшке хранят его племянники… И, говорят, надо было бы давать ему звание Героя Советского Союза – заслужил ведь, без всяких сомнений: прошел две кампании и всю Отечественную войну, «от звонка до звонка». Имел три ранения, одно из них, тяжелое, полученное в сентябре 1941 года, и сказалось 30 лет спустя…
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|