Обозреватель «Орловского вестника» о любви и ненависти Востока

23 июня 2025 | 19:28
Рассказываем об истоках и о нынешней горячей фазе конфликта.

Ирано-израильский конфликт перешел в опасную фазу. После прямого вмешательства в него США эскалация выходит за рамки региона. «Предсказания» Жириновского опять сбываются. Еще в 2019 году лидер ЛДПР в эфире телепередачи предупреждал, что конфликт с участие этих стран повлияет на весь мир. По его словам, Америка мобилизует НАТО и начнет бомбить Иран, в том числе с применением «очень страшного оружия локального действия».

А ведь до Исламской революции Тегеран и Иерусалим были хорошими друзьями.

Истоки конфликта

С момента образования в 1948 году Израиля и вплоть до Исламской революции 1978-1979 годов эти страны были не просто партнерами, а близкими союзниками, которые очень плотно сотрудничали в экономической, культурной и даже военной сферах. На территории Ирана сотни лет спокойно проживали большие диаспоры евреев. У государств были совместные проекты в области медицины, образования и строительства. Иранские специалисты проходили подготовку в израильских университетах, а израильские компании вели бизнес в Иране.

Иран стал вторым мусульманским государством, который в марте 1950 году официально признал Израиль (первым была Турция в 1949 году, после чего Тегеран уже не опасался обвинений в свой адрес за нарушение мусульманской блокады «сионистского образования»). Показателем крепких связей может служить тот факт, что в 1967 году после Шестидневной войны Иран остался единственной страной в регионе, которая не ввела против Израиля нефтяное эмбарго.

Отношения между странами начали портиться в 70-ые годы. Приоритеты Ирана сместились в сторону налаживания более тесных связей с арабским миром, а сотрудничество с Израилем этим планам противоречило. При этом наработанные контакты терять тоже никому не хотелось, что привело к тайной дипломатии.

В Иране свои позиции начало укреплять исламское духовенство, которое призывало к разрыву отношений с Израилем. Будущий лидер Исламской революции и аятолла Рухолла Хомейни не стеснялся в своих выражениях, называя Израиль «всемирно признанным врагом ислама и мусульман», а также обвиняя его в том, что он «превратил Иран в свою военную базу». Израиль, в свою очередь, к 70-м годам уже добился существенных результатов в разработке ядерного оружия.

К 1978 году большая часть двухсторонних договоренностей была разорвана, атмосфера накалилась до такой степени, что многие евреи вынуждены были бежать из Ирана. По подсчетам историка Амнона Нетцера после госпереворота из Ирана сбежало около 20 тыс. евреев из 100 тыс. там проживающих.

После исламской революции в 1979 году отношения стран окончательно обострились: Духовный лидер Ирана объявил США «большим сатаной», а Израиль - «малым сатаной».

Ядерный вопрос

Пожалуй, именно он является краеугольным камнем обострения противоречий между Ираном и Израилем в настоящее время. По заверению Нетаньяху, Тегеран слишком близко приблизился к разработке ядерного оружия.

Иран заявляет, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) также отметило, что весомых доказательств обратного им представлено не было. При этом «Российская газета» напоминает, что Израиль, который не подписал договор о нераспространении ядерного оружия, является единственной ядерной державой в регионе. «Статус ядерной программы еврейского государства уже много лет является секретом Полишинеля в силу ее крайней закрытости и непрозрачности, а также поразительного равнодушия со стороны МАГАТЭ к инспекции израильских объектов», - подчеркивает издание.

Помимо Израиля Договор о нераспространении ядерного оружия не подписали Северная Корея, Индия, Пакистан и Южный Судан. И подписывать его никто не спешит, иначе от оружия просто придется отказаться (все из этих стран кроме Южного Судана обладают ядерными арсеналами). Договор официально признают только Россия, Соединенные Штаты, Британия, Китай и Франция.

Именно поэтому 13 июня Израиль ударил по ядерным объектам Ирана. Последний в долгу не остался – начались взаимные удары. Но решить главную задачу по уничтожению иранских ядерных объектов Израилю не удалось – их авиация и бомбы не способны поразить цели, которые находятся на глубине до 100 метров. Это могут сделать только США, используя стратегические бомбардировщики и противобункерные бомбы. Именно это они и сделали 22 июня.

Заявления разведки США и МАГАТЭ об отсутствии у них достоверных сведений о разработке Ираном ядреного оружия, Трампа не убедили. Он рьяно бросился спасать своего заклятого союзника в лице Израиля. Хозяин Белого дома таким образом пытается набрать политические очки внутри страны. Маленькая победоносная война, посчитали в Овальном кабинете, как раз кстати.

Но точно ли она будет победоносной? И тем более маленькой?

Управляемая эскалация?

Дональд Трамп старается продемонстрировать решимость и мощь американской военной машины, одновременно не желая серьезной эскалации. В Пентагоне заявили, что «во время планирования операции вероятность ее продолжения не предусматривалась». Смена режима в Иране в планы военных не входила. Показав свои возможности, министр обороны США Питер Хегсет призвал Иран вернуться за стол переговоров.

Трамп требует безоговорочной капитуляции Ирана и полного его отказа от ядерной программы. Но, если верить тому же Хегсету, то «США уничтожили не только иранскую ядерную программу, но и любые амбиции Тегерана продолжать ею заниматься». Или уничтожено далеко не все?

Завод по обогащению урана в Фордо построен в горном массиве на глубине не менее 100 метров. Именно этот объект стал главной целью американских ударов. По данным CNN, США нанесли удар по Фордо 12 бомбами GBU-57, которые доставляли шестью бомбардировщиками B-2. Две бомбы сбросили на ядерный объект в Натанзе. Еще 30 крылатых ракет Tomahawk были выпущены с подводных лодок ВМС по объектам в Натанзе и Исфахане.

Некоторые эксперты утверждают, что далеко не все иранские ядерные объекты уничтожены. Хегсет также осторожно признал, что «анализ результатов военной акции и нанесенного ущерба потребует некоторого времени».

После нанесенных США ударов, Иран категорически отказывается вести с ними переговоры, грозясь перекрыть Ормузский пролив. Журналисты турецкой газеты Hürriyet уже посчитали, что в случае полной блокировки важного экспортного канала цены на нефть могут подняться до 120-130 долларов за баррель.

В воскресенье 22 июня глава МИД Ирана Аббаса Арагчи срочно прилетел в Москву, где провел серию переговоров с российскими политиками, в том числе с Владимиром Путиным. Трампа очень раздражает, что иранские лидеры решают вопросы не через него.

В Иране рассматривают различные варианты ответа, среди которых и удары по американским базам на Ближнем Востоке. Однако в потенциале военной мощи они слишком серьезно уступают США. Тегеран ищет поддержки у других стран, и он ее находит. Многие мировые лидеры осудили американские и израильские удары по Ирану, призвав стороны вернуться к дипломатии.

Иран не может потерять свое лицо, сев за стол переговоров после такого военного унижения. США, несмотря на угрозы повторных ударов, не хотят втягиваться в конфликт, который может привести к созданию второй Ливии.

Нужен компромисс. Маркировка


Автор: Роман Полынкин , коллаж ОВ
Поделиться:

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Мы используем сервис "Яндекс.Метрика", который использует файлы "cookie". Подробнее
Подробнее