
Образ будущего
– Ольга Васильевна, анонсирована Стратегия развития образования. Расскажите, в чем ее суть? Какие ключевые задачи возлагаются на Стратегию?
– Мы 30 лет жили без всякой стратегии, и сейчас важно определить необходимые шаги для формирования успешного, гармонично развитого выпускника, готового к преодолению всех вызовов, способного вносить вклад в развитие государства, формировать технологическое лидерство, экономическое лидерство, сохранять и преумножать наше культурное наследие.
Основная задача Стратегии – определить образы будущего: будущего выпускника и будущее развития системы образования. Стратегия охватит все уровни образования – от дошкольного до высшего. Ее ключевые блоки: воспитательная работа и формирование патриотизма, фундаментальное образование, развитие инфраструктуры, цифровизация.
– Как будет выстроена работа после принятия Стратегии?
– Стратегия – это фундаментальный документ. А уже на его основе будет формироваться законодательная база и осуществляться государственное регулирование, необходимые для выполнения долгосрочных и краткосрочных задач Стратегии. Планировалось, что документ разрабатывается до 2036 года, но возможно, он будет действовать и более длительный период. В любом случае, основная цель – это увидеть образ того, как наша молодежь, как наши выпускники школ, среднепрофессиональных учреждений, вузов будут влиять на развитие своего государства и самих себя.
– На рынке труда сформировался дефицит рабочей силы. Какие специальности сегодня в особом почете у потенциальных работодателей?
– Самую серьезную потребность испытывают промышленные предприятия, сектор, который связан с производством. В первую очередь, это рабочие кадры и специалисты среднепрофессионального образования. Естественно, мы говорим и об инженерах, которые сегодня востребованы по самым разным направлениям подготовки. Это и машиностроители, и станкостроители, и дорожники, дизайнеры, архитекторы, айтишники, схемотехники, электронщики, биологи, химики. Нельзя забыть о здравоохранении и педагогике.
Дефицит складывался, конечно, не за один день. В первую очередь, он связан с тем, что курс на импортозамещение, о котором говорится уже более 15 лет, так и не был в полной мере реализован. Мы пользовались чужими технологиями. Хотя у нас сохранилась серьезная база, сохранились серьезные научные разработки, которые срочно необходимо внедрять. И не случайно указами президента взят курс на технологический суверенитет, а теперь уже и на лидерство. Это означает, что должны появиться кадры нового поколения.
Кадры решают
– И как система будет наверстывать нехватку спецов?
– Подготовлен новый национальный проект «Кадры», он включает в себя анализ потребностей по самым различным отраслям и по уровням образования. В перспективе потребность в кадрах с учетом взаимозаменяемости, то есть с учетом естественного старения работников и их заменой на более молодых, составляет около 9 миллиардов (!) человек. Большая цифра, но, еще раз говорю, это на десятилетия.
Проект «Кадры» предлагает поэтапные меры восполнения дефицита, который уже есть и который будет складываться на рынке. Речь о подготовке кадров, институтах наставничества, повышения квалификации, переподготовки и, разумеется, о мерах соцподдержки, преференциях. Это необходимо, чтобы определенным образом направлять молодых людей на те или иные направления. То есть мы говорим о профориентационной работе, начиная со школы, говорим об отборе талантов, которые могли бы дальше развивать науку и технологии, о создании центров одаренных детей, IT-клубов, «сириусов». Нужно сложить вместе все имеющееся сегодня компоненты, чтобы придать им новую мощность и силу. В этом тоже стоит серьезная задача.
Особая роль отводится взаимодействию с работодателями в системе ранней профориентации. Например, сегодня создаются инженерные классы, действуют передовые инженерные школы (ПИШ). Но потребности не перекрываются: на инженерных специальностях в вузах учатся полтора миллиона человек, в ПИШах - шесть тысяч.
Суверенная модель
– Высшее образование переживает очередную реформу. Мы возвращаемся к специалитету. Что ожидать после принятия новой схемы состоявшимся магистрам и бакалаврам?
– Да, действительно, в соответствии с указом Президента мы должны сформировать новую модель системы высшего образования. Суверенную модель, вобравшую самое лучшее из советских времен и последних лет. Работа ведется параллельно с разработкой Стратегии.
На мой взгляд, существующие законы позволяют реализовывать все уровни образования, в том числе и специалитет. Многие вузы имеют свидетельства о государственной аккредитации на подготовку специалистов, имеют базу. Но самое важное сегодня не назвать уровни, а ответить на вопросы: зачем, что это даст, какие риски будут существовать? То есть концептуально определить, на какие вызовы мы отвечаем, если пишем новые законы об образовании.
В презентациях Министерства науки, в выступлениях министра, в рабочих группах определяется модель формирования специалитета, магистратуры и еще одной ступени профессионального образования - аспирантуры. Для меня лично непонятно, если аспирантура – это профессиональное образование, то какие квалификации будут присваиваться? Магистратура – это дополнительное образование? Или что это? Важно найти ответы на эти вопросы, а не просто прописать в законе термины.
– Число бюджетных мест в вузах поступательно растет. В основном – в субъектах. Но что регионы могут/должны предлагать выпускникам, чтобы молодые кадры не утекали в Москву?
– Например, на базе Орловского государственного университета давно реализовано проектное обучение, где предприятия заказывают курсовые проекты студентам. В данной модели студенты охотно с третьего, с четвертого курсов начинают работать на предприятиях и остаются там после выпуска.
Но есть нюансы. Ребята, которые приходят на предприятия, должны четко понимать, какие у них социальные гарантии. И это функция бизнеса. Он должен формировать свой кадровый резерв с определенными гарантиями.
Отмечу, что я не поддерживаю систему распределения в том виде, в котором она обсуждается сегодня. В советское время выпускник вуза или техникума понимал, на какое предприятие он идет, с какой заработной платой, на какую должность, в какой город, какие социальные пакеты у него есть. Общежитие, квартира, профсоюзная организация, доплаты, подъемные и так далее… Когда наш бизнес будет готов к исполнению таких обязательств, тогда можно будет говорить о системе распределения.
И, конечно, должна быть региональная программа содействия молодым специалистам. Определенные преференции мы рассматриваем на федеральном уровне. Вопросы связаны с тем, чтобы предоставлять организациям, которые берут молодых специалистов, определенные налоговые льготы.
Ответственность бизнеса
– В чем особенность модели целевой подготовки, которую сегодня реализует профильное министерство?
– Мы сделали единую платформу, где организации и предприятия могут выбрать себе абитуриента, а абитуриент – вуз. Такое трехстороннее сотрудничество на стадии приема. Это и есть целевой прием. Он осуществляется по направлениям, которые выдаются организациями, школами, медицинскими учреждениями. Целевой прием может заказать и сам вуз, допустим, для пополнения своих кадров.
Вместе с тем существует и система целевого обучения. В ее рамках организация может заключить соглашение с вузом и студентом, предоставить последнему определенные социальные гарантии, а назначить задания, курсы или практики. Например, тема дипломного проекта студента будет выбрана в интересах предприятия. Такой договор может быть заключен хоть за месяц до окончания обучения.
Повторюсь, в этой схеме важно, чтобы предприятия несли ответственность за заказ и за обеспечение выпускника гарантированным рабочим местом, социальным пакетом.
– Спрос на среднее специальное образование растет. К сожалению, не такими темпами, как число бюджетных и целевых мест. Стоит ли ожидать, что колледжи станут доступнее для абитуриентов?
– Государственная Дума прорабатываем механизмы. В частности, запущен пилотный проект в Московской, Ленинградской и Липецкой областях. В его рамках выпускники девятых классов сдают ОГЭ и поступают в колледжи с определенными преференциями на те направления, которые определили регионы. Посмотрим, как сработает этот пилот, имеет ли он право на жизнь.
А что сейчас?
– По стране идет бум на строительство кампусов. В чем особенность орловского проекта?
Изначально концепция строилась на идее кампуса для цифровой промышленности. Предполагается собрать в рамках этой большой идеи все отрасли, включая здравоохранение и педагогику.
В кампусе запланированы учебные корпуса, лаборатории, производственные помещения, общежития, оздоровительная и спортивная инфраструктура. Это будет пространство для жизни и пространство для самореализации. А еще он должен стать центром притяжения не только молодежи, но и опытных специалистов.
В рамках проекта запланирован ряд новых компетенций для Орловской области. В частности, речь о создании дизайн-центра по разработке микроэлектронных систем вместе с ведущими промышленными компаниями региона и России.
– Школьники не только готовятся к ЕГЭ, но и этапу подачи документов в вузы. На что делать ставку? Какую специальность выбрать сегодня, чтобы быть востребованным специалистом через пять лет учебы?
– Сегодня нужно поступать на те специальности, на которых выделено самое большое количество бюджетных мест. Как я уже говорила, есть большая потребность в инженерных кадрах, в технических специалистах по всем направлениям, IT-сфере, здравоохранении, педагогике, биотехнологии, химии. Специалисты нужны везде.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|