Орловец вспоминает детство в Спасском-Лутовиново

10 августа 2025 | 12:56
Есть особая прелесть в рассказах тех, кто помнит времена, давно ушедшие в прошлое. Когда слушаешь воспоминания очевидцев — словно открываешь окно в другое измерение, полное жизни, красок и эмоций. Эти истории переносят нас туда, где улицы были шумнее, дома моложе, а люди жили иначе. Географ, ветеран труда Александр Кожухов поделился с «ОВ» воспоминаниями о музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново», когда он был еще школьником и часто гостил летом в тех местах.

Июль, 50-е

Будучи на пенсии, я не раз вспоминал эти необыкновенные вечера в парке заповедника Тургенева, что в Спасском-Лутовинове под Мценском.

Они начинались не сразу: тени от деревьев становились длиннее и как бы ложились на землю. Работники парка и гости заповедника собирались на поляне между флигелем и погребом. Это было любимое место их встреч. Здесь не было ни скамеек, ни стульев, но люди почему-то шли именно сюда, чтобы пообщаться.

Со стороны богадельни по алле в белом костюме приходил к флигелю и гость из музея «Ясная поляна» Николай Павлович Пузин (он работал там хранителем), который в 50-е годы проводил летние месяцы в Спасском.

Поначалу он нередко вступал с нами – ребятишками, живущими в усадьбе, - в спор, где красивее: у них в Толстовском музее, либо в нашем Спасском. На наше прямое заявление, что к ним в Ясную поляну никто из Спасского не ездил, а от них мы не раз видели гостей, Пузин сдавался и разводил руки.

На веранде флигеля, обращенной на аллею изгнанника, останавливались братья-художники Андрей и Леонид Курнаковы, выполнявшие музейные заказы по изготовлению картин по заповеднику и его окрестностям.

Я до сих пор помню забавный эпизод с младшим – Леонидом, который перед флигелем зычно звал своего старшего: «Андрей, Андрей, Андрей…». Но ответил ему звонким детским голосом, выбегая из-за угла флигеля, мой трехлетний братик «Что?» В ответ зовущий поморщился, с досадой махнув рукой.

Мимо погреба, дымя самосадом, проходил сторож парка Иван Павлович, за которым всегда плелась вечно голодная собака Пальма, которую мы старались подкормить.

Со стороны колодца тянулась вечерняя водовозка для полива цветов у флигеля, которой управляла Нина Чернышова. Она также отвязывала на ночь злого пса Томика, который охранял парк в темное время.

У погреба нередко работал пчеловод старик Грызлов, готовя атрибуты для предстоящей гонки меда.

Все потихоньку жило и действовало. Июльский вечер как бы ласкал присутствующих своим теплом и запахами, которые издавал отдыхающий к ночи парк.

Мы же, школьники на летних каникулах, готовились к походу в сельский клуб на очередную кинокартину, которая начиналась после 9 вечера, а заканчивалась к полуночи.

Возвращаясь из клуба по сельской дороге, мы ощущали дыхание парка, насыщенное запахом садов, зеленых деревьев. Вдыхали этот воздух, который теплыми волнами накатывался на нас, создавая необыкновенное ощущение, которое я помню до сих пор.

У ворот, что у богадельни, мы делились. Те, кто жил на деревне, снимая там на лето комнаты, шли к своим домам, а «парковские» потихоньку шли к бане и богадельне в свое летнее жилье. Это были незабываемые вечера, которые я до сих пор не могу забыть, а спасский воздух не сравним с кавказским, крымским и тем более сибирским, где я позже как географ работал.

Наши дни

Уже в преклонном, считай, возрасте я летом этого года посетил свои любимые детские места в Тургеневском заповеднике. Выходя из него у ворот богадельни, встретил женщину спортивного сложения, с которой в разговоре узнал, что она сотрудница музея и в курсе жизни парка.

- Стареет парк, - вздохнула она. - Деревья требуют куда большего ухода, чем в ваше время. Да и окрестности зарастают. Подходы к Кобыльему и Струмилову верхам и Екатерининский тракт требуют расчистки. Раньше там стада коров паслись - как колхозные, так и частные. «Прочищали» балки и поля. Теперь скота ни у кого нет…

- Но ничего, - добавила она, - справляемся. Да так, что если бы писатель посетил нас, остался бы доволен своей усадьбой. Посмотрите, она такая же красивая, какой была в его время, разве что «старше» стала… А что касается поляны у флигеля, мы тоже любим это место, проводим там праздники для туристов.

Я обещал ей, что в следующий свой приезд мы пройдем оба по парку и я расскажу про его географическое строение и как он – парк, жил в послевоенные годы. Она просто ответила «Буду ждать».

Показался от школы вечерний рейсовый автобус на Мценск, где я сел уже на орловский и поехал в город, где родился Иван Сергеевич Тургенев.

Там на улице, названной его именем, находится музей, во дворе которого мы прожили все свое школьное детство. В него-то я и собирался попасть, оживить воспоминания, которые мне так же дороги, как и память о Спасском.

Автор: Александр Кожухов, фото автора и из фондов музея Маркировка

Поделиться:

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Мы используем сервис "Яндекс.Метрика", который использует файлы "cookie". Подробнее
Подробнее