«Орловский Вестник» - место для мысли

04 января 2026 | 13:00
«ОВ» публикует вторую часть мыслей доцента кафедры журналистики и связей с общественностью Андрея Леонидовича Дмитровского.

Часть вторая. 

ДОМОСТРОЙНАЯ. СКРЕПНАЯ. СТРУКТУРНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ (три кейса «на расплющихе»)


Кейс 1. ЖИЗНЬ КАК «ВЫСТРЕЛ». «Великан в юбке» меняет реальность бытия

Способна ли женщина к Поступку?


Итак, довелось посмотреть сериал «Джулия» о легендарной Джулии Чайлд. Изначальный интерес был ознакомиться с произведением, так или иначе затрагивающим тему журналистики (хобби такое). Как оказалось, не просто затрагивающим, но, фактически, посвящённом «кухне» телевизионного ток-шоу и истории кулинарных шоу Америки.

За что люблю биографии – в них очень трудно мухлевать: никакие сентенции и мудрствования не подействуют (если перед нами не откровенная ложь), факты скажут всё сами, если к ним прислушаться. Это вроде историй про «трёх парней в гараже, ставших миллионерами». Типа верь, трудись и не сдавайся! Ага, если мама – директор техотдела крупной корпорации, а «гараж» – двухэтажный особняк в тысячу квадратов… Нет, ребята. Успех на 50% обеспечен социальной стратой, а ещё на 25-30% удачей, случаем, кармой, в конце концов. Вот и в сериале отчётливо просматривается парадокс: успех приходит «случайно» и неожиданно. Как говорится, когда его совсем не ждёшь. И даже, отчасти, против воли и логики.

Предыстория её успешного успеха такова. Девица из богатой семьи, папа крупный делец (в фильме выведен жёстким и упёртым, как истинный ирландец/шотландец), мать – домохозяйка. Уже в школе вымахала почти под два метра (188 см), за что была прозвана «каланчой», «великаншей» и бог его знает как ещё. Добавьте сюда высокий, неприятный голос (как у кастратов) и получим классику травмированной детской психики с компенсаторным комплексом. Она увлечённо играла в теннис, гольф и баскетбол; любила охоту. По словам знакомых, была задирой, могла вытворить лютую дичь, но подробностей история не сохранила. Вот, возможно, и исток тех качеств, что отличали её всю жизнь – жизнерадостность (безудержный оптимизм), упрямство, скрупулёзность, «толстокожесть» относительно критики, грубоватый юмор (одна из самых адекватных реприз, имхо: «Мне нравится готовить с вином. Иногда я даже добавляю его в блюдо») и простоватая манера общаться (может, конечно, просто американский «стиль» такой…).

Но вот наступает время получать профессию. Наше чудесное создание решает стать… писательницей или журналисткой (за что нам такое?!). Получает степень бакалавра истории и идёт копирайтером в небольшое агентство в Нью-Йорке. Пытается соответствовать, но её увольняют. Пишет для мелких газет и какой-то студенческой лиги. Пытается писать в еженедельник The New Yorker, но редактор «заворачивает» все её труды. Самооценка, видимо, на нуле. Всю энергию и нерастраченную любовь отдаёт младшей сестре, бомбардируя её письмами, советами и балуя небольшими суммами на модные стильные вещи (где же ты, МОЯ младшенькая?).

В 1941 году перебирается в Вашингтон и пытается завербоваться в армию (бунт против отца?). Но мешает рост: уж дюже здорова. Принять соглашается Управление стратегических служб (разведка) в качестве научного сотрудника (гражданского; и даже награждает позже медалью, за «целеустремлённость и присущую ей жизнерадостность, несмотря на долгие часы утомительной работы»). Карточки, отчёты, командировки по Восточной Азии (сбылась мечта журналиста«чиновника присутственного места, ведущего журнал заседаний»). Там, на Цейлоне, она знакомится с Полом Чайлдом – будущим мужем (сама-то она урождённая Джулия Кэролин МакУильямс). Он также трудился при армии дизайнером-оформителем (отделывал кабинеты начальников, штабы, проводил выставки), художником и фотографом. Обладал тонким вкусом, широким кругозором и вёл сибаритский образ жизни («вино-кино-домино»).

По официальной легенде, они «разглядели прекрасные души друг друга» и запели ангелы. Ну и всё такое, а в 1946-м они поженились. Если не официально… ну, не знаю, ей-то уже к сорока, часики тик-так. Пол тоже уже не босоногий мальчуган, даже её прилично постарше. Короче, дело ясное, что дело тёмное. Но безжалостная Алиса быстро нашла фразу из интервью Джулии: «Пол Чайлд – человек, который всегда рядом: носильщик, посудомойщик, официальный фотограф, нарезчик грибов и лука, редактор, иллюстратор рыбы, менеджер, дегустатор, генератор идей, штатный поэт и муж». Так что без него она бы не состоялась ни как хозяйка и повар (готовить она не умела, а пожрать любила; Пол открыл ей французскую кухню), ни как писательница, ни как ведущая телешоу. Тем более, что детей у них не случилось, а от депрессии, по словам знакомых, её спасли муж и карьера на телевидении – пилотный выпуск и затем студию она оплачивала из семейного бюджета (вот так, ребята, и зажигаются звёзды…).

Всё, с этого момента начинается повествование сериала, а вы знаете всё, что нужно. Женское хтоническое, хаотическое начало требует мужской организации, осмысления, целеуказания (как орудие, чтобы произвести результативный выстрел, требует доставки, оборудования места, заряжания и уж потом «333»). Иначе это просто пшик. Женские хотелки и потешные огни. Но об этом позже ;).


Кейс 2. «ВЫХЛОП». Блогеры бывают разные: тупые, умные, адские…


По чужим головам, как блоха по телу

(новая русская поговорка)


Следующим стал фильм «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» режиссёрки Норы Эфрон. Это лента 2009 года с Мерил Стрип (ну супер-супер-супер) и Эми Адамс (она и сегодня, конечно, роскошная милфа, но на тот момент просто «ванилька»: молоденькая секси-гёрл с весьма выразительным взглядом, полным жажды любви). Её персонаж – одержимая жаждой успеха угадайте кто?… да-да, писательница и журналистка. Но вынужденная работать в колл-центре телефонисткой.

Сама прототипка – Джули Пауэлл всегда мечтала стать крутой писателькой и журналисткой, для чего и поступила в Амхерстский колледж по специальности «театр и литературное творчество» (да шо ж так не везёт-то, а?). Это где-то в районе Нью-Йорка. Удачно его закончила и столкнулась с типичной для нынешнего поколения проблемой – как стать успешной и знаменитой. Муж (его прекрасно сыграл великолепный Крис Мессина) предлагает ей завести блог. «Да о чём же?!!» восклицает умка. «Ну, о том, в чём ты разбираешься», говорит мужчина. «Ты же вроде готовишь». Так эта случайная и неосторожная фраза становится их судьбой. Джули Пауэлл начинает одиссею по приготовлению блюд из книги «Мастерство французской кухни» Джулии Чайлд и документированию своих усилий в интернете. Блог… Затем будут кризисы, истерики, ссоры, измены и полный короб психологических проблем…

Маниакальная Жуля добилась своего – книга «Джули и Джулия: 365 дней, 524 рецепта, 1 крошечная кухня в квартире» (позже переименованных в «Джули и Джулия: мой год опасного кулинарного эксперимента»), вышла в свет. Вместе с кучей комплесов, психологических проблем и кризисов. Слава сорвала башню, муж «пошёл лесом», сама она кинулась во все тяжкие. И хотя позже отношения наладились, сама Пауэлл умерла в 49, так, на мой взгляд, и не обретя счастья и умиротворения. Смысла. Типичное окончание для «бабьих времён».

Ах, да. Сама Чайлд знала о потугах милочки Пауэлл, но не придавала им особого значения. Она любила еду и ей не нравились постоянные ругательства в блоге, типа «хренова курица», она считала это клоунадой и попыткой набрать дешёвых очков. Она уважала еду, считая, что еда – одно из немногих ИСТИННЫХ удовольствий человека в жизни, предупреждая при этом, что переедание вредно. «Можно всё, но умеренно», считала она. Ну а про вино вы уже слышали.


Кейс 3. «ВОПРОС». ПУПУПУ, или «Вторая часть марлезонского балета»


«Всякий журналист имеет право говорить мнение своё 

о нововышедшей книге столь строго, как угодно ему». 

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), 

русский поэт, писатель, драматург


ПУПУПУ. Когда что-то невыносимо затянулось.

Когда в скучную обстановку врывается нечто динамичное, весёлое и разрушающее все планы.


И, наконец, история третья, жизненная.

Довелось побывать на презентации автобиографической книги известной орловской журналистки Валентины Афанасьевны Новошинской «Без черновика. Попытка автобиографии». Назначили всё это в бунинке.

Однажды я вел дневник. Электронный. Потом комп сдох, и все записи тоже. Но перед самым концом света я залез их перечитать. Господи, как же много я переосмыслил и заново прожил. Оказалось, что мириады всяких маленьких значимостей улетают, распыляются без следа, а ведь они иной раз имеет такое громадное значение и интерес.

Вот кажется – ну чем может быть интересна жизнь простого сельского труженика, пишущего докторскую. Диссертацию… Ну кабинет, ну сельский пейзаж за окном, ну мои мелкие, будничные дела-делишки… Казалось бы – ну кому это интересно? А вот перечитываешь через год-другой такие записки и понимаешь – э, нет брат, интересно-то как всё получается. Как бы целая жизнь проходит перед твоими глазами, и вроде как сам же её прожил, а ведь не помнишь ничего из прожитого! Столько деталей и нюансов!

Мемуары люблю. Люблю именно за те самые мелкие нюансы и детали, что и в собственной-то жизни упускаешь, не замечаешь, а уж в чужой – то и совсем не знаешь. Не хорошо, наверное, так говорить, но словно бы подглядываешь за чужой жизнью, всверливаешься в иное бытиё, приобщаешься… Думаешь, сравниваешь, анализируешь.

А тут ещё и сам автор рассказывает, объясняет, уточняет.

Целая жизнь за час. Есть, над чем подумать. А был ли ты так хорош. А мог ли ты сделать сто-то лучше или грандиознее. И вообще – а был ли ты? БЫЛ ли? Или просто существовал, «по течению».

Ну, не обошлось, как говорится, и без смешных историй. Понятно, что матерные стишки студентам «зашли» на ура. Ну правда, прикольные были. Ну, поучения от мейнстеров тоже пришлись кстати: и про помнить про былой опыт, и про премиум контент от профессионалов, и про учиться у про-мега-сионалов. И про то, что надо встречаться молодёжи чаще со стариками, дабы столетние каверзы переводить в нынешние аверсы. Ну и всё такое.

Регламент, только, отчего зависло немного мероприятие, сами мастодонты не соблюдали. Плохой урок молодым. Построила всех (как впрочем и всегда) лишь тётя Галя: вызвали без приглашения, но собралась, наша любимая Галина Ефимовна, и чётко, внятно, ясно и кратко озвучила свои мысли и поздравления в зажигательную речь о пяти минутах. Я в восторге. Мне бы так уметь. Вот где хватка. Вот где характер. Мммм!

А в целом, было поучительно и тепло. Ещё раз убедился – таланты даются от природы (память, речь, общительность), остальное кому как (мы-то на кафедре развиваем, да, но…). Маркировка

Поделиться:

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Читайте также по теме

Мы используем сервис "Яндекс.Метрика", который использует файлы "cookie". Подробнее
Подробнее