
Новая реальность
Бизнес активно осваивает виртуальное пространство. Маркетплейсы и другие цифровые платформы стремительно завоевывают рынок. После принятия закона в первом чтении министр экономического развития РФ Максим Решетников отметил, что за последние четыре года объем продаж в интернете вырос в четыре раза и составил 15% от всех розничных продаж. Около 80% пользователей сети ежемесячно пользуются услугами цифровых платформ. В 2024 году в России было оформлено шесть миллиардов заказов.
Популярность маркетплейсов достигла таких масштабов, что в обиходе появилось выражение — «в тапочной доступности». Спуститься за своим заказом можно прямо в пижаме: ПВЗ появились почти в каждом многоквартирном доме.
Неудивительно, что владельцы электронных платформ ратуют за дальнейшее расширение онлайн-продаж, утверждая, что это будет способствовать «обелению» рынка. Являясь посредником между продавцом и покупателем, пока что они лавируют в юридическом и налоговом поле, получая отдельные преимущества.
Последние годы маркетплейсы заняли такое доминирующее положение на рынке, что это позволило им диктовать свои условия хранения, приемки, продаж, акций, скидок, доставки и возврата товара. На цифровых площадках нередко возникают споры между операторами платформ, продавцами и покупателями. При этом их права и обязанности пока четко не регламентируются законодательством.
Более года правительство РФ и депутаты совместными усилиями пытались разработать такую сбалансированную систему регулирования, которая бы способствовала устойчивому развитию платформенной экономики и защищала бы интересы всех сторон. Кажется, работа в этом направлении подходит к своему завершению.
Регуляция ответственности
Новый закон предусматривает ряд мер, направленных на повышение ответственности платформ перед покупателями. Операторы будут обязаны проверять данные о продавцах через портал гос-
услуг и официальные реестры. Карточки обязательно должны будут подтверждать безопасность товара через маркировку или сертификацию, иначе они просто не будут размещаться. «Дополнительно закрепляются требования к хранению товаров, включая соблюдение санитарных норм», -
отмечается на сайте Минэкономразвития РФ.
В новом документе также учтены интересы продавцов. Операторов платформ теперь обяжут уведомлять своих партнеров об изменениях существенных условий не менее чем за 45 дней, а штрафы и блокировки будут возможны только после обоснованного уведомления за три дня.
Применить скидку за счет продавца операторы больше не смогут: это будет допускаться исключительно с его согласия. Платформы также обяжут предоставлять акты сверки взаиморасчетов по запросу в течение семи дней и ежемесячно их актуализировать. Новый закон будет четко определять права и обязанности операторов платформ, продавцов, покупателей и исполнителей услуг.
Максим Решетников подчеркнул, что такая детализация упростит для бизнеса отстаивание своих прав. «Решать спорные вопросы с платформами можно будет не только через суд, но и в досудебном порядке», - рассказал министр.
При разработке законопроекта были учтены инициативы депутатов Госдумы, предложения бизнеса, отраслевых ассоциаций и экспертов. Обеспечит ли такое регулирование прозрачность и стабильность рынка, покажет только время.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|