В орловском театре «Русский стиль» прошла громкая премьера

22 октября 2025 | 21:20
В минувшую пятницу первые зрители смогли оценили спектакль «Ловушка» по произведению французского драматурга Робера Тома. Чем удивила постановка - читайте в материале.

«Чисто сердечное преступление»

Совершенно очевидно, что режиссер-постановщик, заслуженный артист РФ Валерий Симоненко, художник-постановщик Анна Назарова и еще ряд лиц, известных орловской публике как актеры Орловского драматического театра «Русский стиль» им. М. М. Бахтина, вступили в сговор. Здесь к гадалке ходить или быть Арсеном Люпеном не нужно. Как иначе объяснить появление в Орле спектакля «Ловушка» по произведению французского драматурга Робера Тома, который зритель уже разыскивает на всех афишах? Элементарно!

Место преступления

Дело не чисто. Это становится ясным не то что до анализа улик, а даже до их физического возникновения. 

Табличка «Сrime scene» и пленка, накинутая на мебель в некой уютной гостиной, как бы намекают на последствия, о предпосылках и развитии которых совсем скоро зритель будет знать все!

Место преступление – как место преступления: мини-бар с початыми бутылками, диван, ковер, лестница, ведущая на второй этаж, цветы в горшках без внимания превратившиеся в гербарий. В такой «усредненной» обстановке можно любить и ненавидеть, рождаться и умирать, скорбеть и здравствовать, праздновать и заливать горе в равной степени успешно.  

Поэтому мини-введение в жизнь неких супругов никого в целом не шокирует. Из рассказа безутешного Даниэля (Александр Миронов) все предельно ясно. 

Ну поженились, ну праздновали медовый месяц, ну поругались, ну пропала новоиспеченная жена в неизвестном направлении после мимолетной роковой ссоры… Стоп, а вот последний факт уже из ряда вон… Он материализует из небытия телефонных гудков Комиссара Полиции (Сергей Саньков). Этакий добродушный коршун. Рубаха-парень, который ради своего дела твою душу готов вывернуть. То пожурит по-отечески, то сталью во взгляде пронзит для проформы. Все в лучших традициях  иронического детектива с элементами психологической драмы.

Даниэль всецело полагается на опыт представителя правопорядка, о котором, как думает до поры, имеет весьма четкое представление.  

Милые бранятся

Главный герой – крепкий мужчина, простой в стремлении расставить все по местам. Убийственно убивается, как положено недооцененному супругу или, не дай бог, уже и подавно вдовцу. Искрометная смесь лапочки и увальня, очаровательной улыбки и ядовитого сарказма. Во взгляде – надежда? Но надежда на что именно? 

Даниэля выбивает из колеи горя, залитого горькой, явление супруги. Жена – да не та! 

Не хочет мужчина признавать в персонаже Татьяны Иванюк свою Флоранс! А актриса-то как старается, какие улыбочки шлет, какие авансы дает, как поглаживает по спине, как обхаживает. Каждый женатый человек сразу поймет – это неправильный велеречивый мед, который сделали неправильные пчелы. А как манерно цокает язычком! У такой не сорвешься с удочки. 

И не на кого полагаться... Даже на Кюре (Виктор Рассолов) ставку сделать нельзя. У него нервы, алиби и связи! Особенно зрелищно проявляются нервы, кстати сказать.

Инспектор вынужден проводить следственные действия в атмосфере гиперболизированного кокетства, истерических рыданий, истинного непонимания, горячечных припадков, трясущихся рук, расплесканного виски. Причем допрос весьма хитер. Полет мысли и разгул коварства заменяет бурное сценическое действо и дает пищу для ума и серьезную подпитку для юмора.  В букете спектакле есть даже пара ноток политики – для любителей.  

Получается своеобразная паутина, ограничивающая и концентрирующее места и лиц действия. Вы когда-нибудь видели, как паук методично  расставляет сети и расправляется с жертвой? Тогда все поймете. Каждое эмоциональное движение актеров в мизансценах сотрясает весь сценический корабль как десятибалльный шторм. Милое непонимание, относительное замешательство может быть присуще как жертве, так и преступнику…

Выбирайте оружие

Каждый способен нанести смертельный удар или сделать укол. Хотя по уколам спец – все-таки Медсестра (Елена Ермакова). Она не разочарует поклонников здорового образа жизни и  развлечений для взрослых. Горячая штучка, приковывающая взгляд и притягивающая разные злоключения.  Заигралась.

Пока ищут шрамы и родинки, герои наталкиваются на первопричину всех бед. Нет, это не коварная любовь. Второе…

Как же хорошо, что на фоне гонок за большим кушем всегда есть те, кто как бы вне игры. Это мило, тепло и уютно. Прямо как свернувшийся калачиком в кресле или идущий с плюшевым пуделем по следу Полицейский (Денис Косенков).

А, когда на сцену выходит Бродяга (Александр Галуцких),  вообще хочется долго и радостно размышлять о лучах света в темных царствах, свечках, тепло пронизывающих темноту, или хотя бы о незадачливых солнечных зайчиках, которые отбрасывают донышки винных бутылок.

Настоящий художник/актер/музыкант не просто «видит» как-то по-другому, а одним своим присутствием преобразует реальность.    

Бродяга – пожалуй самое наглядное проявление единства комедии и сильного драматизма пьесы.  

Узелок развяжется – узелок завяжется

После «Ловушки» все могут испытывать профессиональную гордостью: полицейские, преступники, актеры, режиссер. Блюдо на любой вкус: триллер, драма, комедия положений. 

Жертвы искуплены, мерзавцы разоблачены, герои торжествуют, зрители аплодируют. 

Последние страницы в детективе – всегда главные. Они-то и объяснили, и возвели в нужную степень все недомолвки, неточности, перегибы, все, что казалось слишком ярким или слишком бледным по воле постановщика. Особенно преобразило это зеркало истины образ Татьяны Иванюк. Ретроспективно пронеслись в  голове все сцены с ее участием и прямо там, в памяти, заиграли по-новому. 

32-ой сезон «Русского стиля» начался легко и иронически. С французского детектива, с шуток про то, как у театра «снесло крышу» и актеры переквалифицировались в строителей. Словом, старт дали как всегда: на грани трагедии и юмора, реализма и романтики. Но, главное, начался сезон с поздравлений с юбилеем единственного и неповторимого худрука театра – большого режиссера и большого человека Валерия Симоненко. Значит, будем жить, вместе радоваться и грустить, смотреть хорошие спектакли и удивляться каждому новому дню! 


Автор: Ольга Аристарина, фото Олеси Суровых Маркировка

Поделиться:

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Читайте также по теме

Мы используем сервис "Яндекс.Метрика", который использует файлы "cookie". Подробнее
Подробнее