
Для людей
Сервисы «жизненные ситуации» внедряются на «Госуслугах» с 2023 года. Их список, как сообщается на сайте Правительства РФ, формируется на основе обратной связи от граждан, результатов тщательного анализа качества оказания услуг, а также на основе исследований, которые специально проводятся в лабораториях пользовательского тестирования услуг.
Как отмечают РИА Новости, через такие лаборатории россияне помогают государству улучшать «Госуслуги», делая портал удобным. Каждая «жизненная ситуация» проходит там тщательную проверку, до того, как ей начнут пользоваться граждане. Испытания проводятся с использованием нейрофизиологического оборудования отечественного производства и дополнительных методов, таких как глубинное интервью и юзабилити-тестирование.
Основная цель новых сервисов – облегчить жизнь простых граждан и минимизировать бюрократическую волокиту в решении самых разных вопросов. Не даром федеральный проект, в рамках которого создаются «жизненные ситуации», называется «Государство для людей».
Еще не так давно люди стояли в очередях в самые разные ведомства, чтобы получить необходимую справку, а теперь на портале предоставляется более 1,6 тыс. услуг, которые для удобства объединены по принципу «жизненных ситуаций». Недавно на «Госуслугах» заработал сервис по оформлению социальных вкладов и счетов, который доступен для льготных категорий граждан, получающих социальные выплаты и являющихся клиентами банков - участников программы.
Получить эти услуги теперь можно быстрее, а количество визитов и документов существенно сократилось. По данным Правительства РФ, благодаря федеральным сервисам «жизненные ситуации» в среднем время на получение госуслуг сократилось на 35% (с 102 до 66 дней), количество необходимых документов на 29% (с 28 до 20 единиц), а необходимость посещения ведомств снизилась на 64% (с 14 до 5 визитов).
Эволюция госуслуг
Именно сервисы «жизненные ситуации» руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко назвал новым этапом в эволюции оказания государственных слуг в стране. Бумажные заявления уходят в прошлое, а электронная платформа предлагает гражданам более комфортную и быструю альтернативу в решении самых разных вопросов.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко РИА Новости рассказали, какие именно новые «ситуации» пополнят список. До конца года на «Госуслугах» появится возможность записать ребенка на детские кружки, секции, решить вопрос с отдыхом детей или поступлением в колледж. Станет возможным оформить соцобслуживание, записаться на диспансеризацию и войти в ряды волонтеров.
Кроме того, появятся такие «жизненные ситуации» как «Планирование и рождение ребенка», «Поддержка россиян за рубежом» и даже сервис «Мой питомец», который будет включать в себя информацию о ветклиниках, а также о самих животных и их здоровье.
Любопытно, что в расширенный список услуг войдет не только подача документов в суд в электронном виде, но и возможность дистанционного участия в заседаниях с веб-камерой.
Покупка недвижимости, оформление ипотеки, открытие IT-компании или транспортного бизнеса – все это тоже можно будет сделать с помощью «Госуслуг». На портале появится возможность получить налоговый вычет, обратиться к нотариусу, воспользоваться бесплатной помощью юриста, а также решить сложные ситуации, возникшие в связи, к примеру, с утратой близкого человека и инвалидностью. Вопросы, возникающие при владении оружием и самоходной техникой, тоже войдут в перечень услуг.
К слову, ранее в стране стартовал эксперимент по онлайн-взысканию долгов за ЖКХ. Должники будут получать уведомления о наличии задолженности и ходе взыскания через личный кабинет на Госуслугах. Участие для граждан и организаций ЖКХ добровольное. Эксперимент продлится до 30 июня 2026 года.
На шаг впереди
В планах государства не останавливаться на достигнутом, а постараться предугадать потребности граждан. Как сообщают РИА Новости со ссылкой на аппарат Дмитрия Григоренко, власти хотят перейти к оказанию услуг в рамках сервисов «жизненные ситуации» без заявлений от граждан и бизнеса, а также без посещений ведомств.
Речь идет о предоставлении услуг заранее, еще до того, как за ними обратились. Это происходит на основе подобранных данных о человеке: например, при появлении ребенка, государству достаточно узнать о том, что он родился, чтобы рекомендовать гражданину дальнейшие действия в его личном кабинете на портале: полис ОМС или запись в детский сад.
В настоящее время наибольшей популярностью среди сервисов у россиян пользуются «Строительство дома», «Выход на пенсию», «Замена и восстановление документов». Многодетные семьи через «Госуслуги» могут оформить свой статус и получить электронное удостоверение. Сервис также предоставляет сведения о мерах поддержки, перечне учреждений, которые принимают электронное удостоверение, и возможность оставить обратную связь о качестве услуг.
А вот среди самых необычных можно назвать сервисы по открытию ювелирного производства, частной школы, детского сада, туробъекта и туркомпании, аптеки, ветклиники, радиостанции, предприятия по производству алкоголя.
В конце июня ТАСС также сообщил, что в правительстве России находится обращение депутата Госдумы с предложением внедрить на портале «Госуслуги» возможность получения всех видов справок. Депутат предлагает рассмотреть возможность расширения функционала платформы «Госуслуги» и внедрения механизма для получения всех типов справок. В настоящее время некоторые из них все еще приходится получать по-
старинке.
Дмитрий Григоренко, Заместитель председателя правительства РФ:
Сервисы «жизненные ситуации» - это новый этап эволюции оказания госуслуг. Когда-то люди стояли в очередях в разные ведомства, потом появилась возможность получать госуслуги онлайн. На следующем этапе государство предложило гражданам обращаться за услугами через «одно окно» - в МФЦ и на «Госуслуги» через интернет. Сейчас на портале таких услуг и сервисов уже более 1,6 тысячи. Чтобы проще в них ориентироваться объединяем их по принципу «жизненных ситуаций» - граждане решают свои задачи комплексно, быстро и в одном месте.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|