
Откуда ноги растут?
О реформе местного самоуправления в регионе заговорили не на пустом месте, а после вступления в силу нового Федерального закона от 20 марта 2025 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в июне этого года. Его ключевая идея - развитие одноуровневой системы организации МСУ по всей стране. Теперь регионам до 1 января 2027 года необходимо решить: сохранить действующую двухуровневую систему (районы и поселения) или перейти на новую, создав муниципальные округа.
Если перевести с «русского на русский», то реформа подразумевает, что привычные администрации поселков и сел, которые сами решали свои местные вопросы, могут упразднить. Вместо них появятся территориальные отделы единой администрации муниципального округа, как это уже произошло, например, в Орловском МО.
По словам председателя комитета Госдумы по госстроительству Павла Крашенинникова, более 25 регионов России уже перешли на такую одноуровневую систему организации местного самоуправления.
В чем разница?
Сегодня действующая двухуровневая система выглядит так: есть администрация района, а внутри нее - самостоятельные администрации поселений, сел и городов. У каждого свой глава, свой аппарат, свой бюджет и свои полномочия. После возможной реформы останется одна большая администрация муниципального округа (фактически администрация целого района), а на местах будут работать ее подразделения, грубо говоря, филиалы администрации вновь образованного муниципального округа.
Эксперты говорят, что благодаря такому упразднению получится сократить дублирующийся функции. Проще говоря, сейчас одну и ту же обязанность могут выполнять и районные, и поселенческие главы. Эту избыточность должна сократить реформа. Конечно, из плюсов выделяют и финансовую сторону вопроса: вместо того, чтобы разделять ограниченные бюджеты по всем поселениям, средства сконцентрируют в одном образованном округе. По идее, это должно позволить эффективнее финансировать какие-либо инфраструктурные проекты. Например, ремонт дорог, школ, больниц и другое. Также управление территорией может стать более централизованным.
Однако у всего есть обратная сторона. Главный страх жителей малых городов и сел - что все ключевые решения будут приниматься в районном центре (образованном муниципальном округе), а их проблемы останутся без внимания и должного реагирования. Также не ясно, что будет с главами поселений и их сотрудниками. Ждет ли их кадровое перераспределение или всем стоит готовиться к неминуемому сокращению и бирже труда? (Например, при образовании Орловского МО численность сотрудников администраций уменьшилась на 44 единицы, но, по словам главы округа Александра Черных, на качестве и уровне в решении вопросов это не сказалось).
фото Орловского областного Совета народных депутатов
Дали зеленый свет
Несмотря на возможные риски, в регионе реформу уже поддержали. На недавнем заседании правления ассоциации «Совет муниципальных образований», которое прошло 9 сентября в Ливнах, ее председатель, глава города Ливны Сергей Трубицин заявил, что «объединение муниципальных территорий под единой властью - процесс объективный».
«Реальные полномочия должны быть сосредоточены в руках главы района, потому что он несет ответственность за все происходящее на его территории», - аргументирует Трубицин.
А глава Кромского района Андрей Усиков видит в реформе решение проблем «неравномерной финансовой обеспеченности» муниципалитетов. Он уверен, что объединенная администрация улучшит качество управления, сохранив при этом доступность власти для людей.
Собрав воедино мнение членов ассоциации, можно резюмировать, что создание муниципальных округов - то, что доктор прописал. Это и обеспечит соединение бюджетов, и повысит инвестиционную привлекательность территорий. (Вероятно, бизнесу проще работать с одной администрацией, чем согласовывать вопросы с десятком мелких).
Как итог, участники минувшего заседания высказались за переход. Теперь законодательную инициативу рассмотрит областной Совет народных депутатов.
фото «Ливенской газеты»
Подготовка общества
В официальных сообществах региона активно ведется «прогрев» населения к возможному (по мнению автора, неминуемому) переходу на одноуровневую систему организации МСУ. В пабликах появились комментарии орловских чиновников, глав районов и экспертов, объясняющих преимущества реформы. Заместитель губернатора по внутренней политике Ирина Патронова обещает, что дальнейшее рассмотрение инициативы «позволит учесть интересы всех жителей муниципалитетов».
Об успехе преобразования говорят и в Орловском муниципальном округе, где такая система уже работает. Его глава Александр Черных утверждает, что в свое время преобразование Орловского МО и уменьшение численности сотрудников не отразились негативно ни на качестве, ни на уровне реализации вопросов местного значения.
«В большинстве случаев жители не заметили значительных изменений... так как на местах бывших сельских администраций продолжают действовать территориальные отделы и управления», - комментирует Черных.
К слову, хотя вопрос нужно решить до 2027 года, оптимальным сроком для принятия регионального закона эксперты называют конец 2025 года. Это даст время на сложную техническую и финансовую работу по объединению.
Послесловие
Одно ясно точно: процесс запущен, а значит, быть или не быть реформе - вопрос времени. Дилемма лишь в том, смогут ли в Орловской области провести ее так, чтобы обещанная эффективность не пришла в жертву доступности власти для простого жителя региона в самом отдаленном селе. Думаем, что ответ на этот вопрос и станет главной оценкой возможных (предстоящих) изменений.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|