В схватке с тенью

16 мая 2025 | 18:32
В России набирает обороты борьба с нелегальной занятостью. В конце прошлого года число неформально занятых граждан в стране достигло рекорда за последние восемь лет. По данным Росстата, почти 16 млн человек работают в статусе ИП, самозанятого либо трудятся на организацию, не имеющую статуса юрлица. Минтруд предложил внести поправки к трудовому законодательству, направленные на борьбу с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми.

Обяжут через суд 

На конец прошлого года в России насчитывалось около 10 млн самозанятых, то есть за два года их количество удвоилось. В том числе и в связи с этим вырос уровень неформальной занятости.

Некоторые работодатели вместо официального трудоустройства заключают с работниками договоры гражданско-правового характера (ГПХ). Лица, зарегистрированные как ИП или самозанятые, позволяют нанимателю не платить НДФЛ и страховые взносы.

Договор ГПХ можно переквалифицировать в трудовой, если будут установлены признаки трудовых отношений. В этом случае налоги и взносы доначислят. Проблема в том, что в судебной практике нет единообразия по вопросу переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые.

В связи с этим Минтруд выступил с инициативой внести в Трудовой кодекс нормы, которые четко прописывают признаки трудовых отношений, а также внести изменения, которые дают право ведомству обращаться в суд для признания отношений трудовыми.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, четкое разграничение трудового и гражданско-правового договоров «позволит избежать смешивания отношений и исключить возможные спорные ситуации при применении труда».

Сейчас трудовые отношения определяются как отношения между работником и работодателем по выполнению работы за плату. Минтруд предлагает дополнить это определение следующими признаками:

• устойчивый характер отношений,

• подчиненность и зависимость труда,

• дополнительные гарантии работнику,

• интеграция в организационную структуру,

• признание права на выходные и отпуск,

• оплата расходов на работу,

• регулярные выплаты как основной источник дохода,

• предоставление работодателем инструментов и материалов.

Ожидается, что поправки начнут действовать не ранее 1 сентября 2025 года.

На откуп регионам?

Основная работа с нелегальной занятостью ляжет на региональные власти. Минтруд оценит в каждом субъекте потенциальное число тех, кто работает неофициально и составит рейтинг регионов. Ежегодно он будет обновляться в зависимости от достижения целевых показателей по «выводу из нелегальной занятости».

Напомним, что в 2023 году в России ввели новую методику оценки целевых показателей снижения теневой занятости. Для каждого региона расчет сделан на три года. В первый год нужно достичь 20% целевого показателя, во второй – добраться до 50%, в третий – 100%.

Орловской области к концу 2025 года необходимо легализовать 8 129 работников. Как сообщали региональные власти, только за 2023 год на Орловщине было выведено из тени почти 3700 человек. Наиболее высокие темпы раскрытия теневиков показали Мценский район и Мценск, а также Свердловский, Хотынецкий, Малоархангельский и Знаменский районы.

Казалось бы, с ростом экономики ее неформальный сектор должен снижаться, но на практике это не так. Как сообщает «Главпортал» со ссылкой на исследование экономиста Международного валютного фонда (МВФ) Цзясюна Яо, доля теневой экономики перестала сокращаться в начале 2010-х годов, а в последние годы растет. И Россия здесь не является исключением.

Простыми словами теневая экономика – это способ заработка в обход государства, когда предприниматели укрываются от налоговых органов. Нелегальный бизнес возникает не только из желания получить сверхприбыль, но и из-за бюрократических сложностей, высоких налогов и сборов.

Теневую экономику можно условно поделить на три подвида:

«Беловоротничковая» (фиктивная). Она тесно связана с официальной экономикой и проявляется в виде взяточничества со стороны должностных лиц и утаивания части доходов.

«Серая» (неформальная). Включает неофициальное трудоустройство и подпольное производство.

«Черная». Существует отдельно от официальной экономики и включает доходы, полученные преступным путем, например, от торговли оружием или рэкета.

Причины и тенденции 

Некоторые эксперты связывают увеличение доли теневого сектора с высокой инфляцией. При этом в Росстате подчеркивают, что речь не идет о случаях умышленного ухода от налогов: товары и услуги в неформальном сегменте реализуются законно. Впрочем, социологи в беседе с «Коммерсантом» отметили, что исследования Росстата в сфере неформальной занятости не полностью отражают ситуацию в экономике из-за методологии подсчета.

В аналитическом центре НАФИ выяснили, что получать зарплату в конверте готовы 63% работников. Лояльность к серым выплатам поддерживается тенденцией россиян к самостоятельному обеспечению себя на пенсии и недоверием к пенсионной системе страны. Поэтому важность белой зарплаты и наличия всех страховых и пенсионных отчислений снижается.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов рассказал «Главпорталу», что многие уходят в тень с целью заработать больше, поскольку работодатели готовы повышать зарплаты за счет экономии на налогах и взносах. Кроме того, зарплаты в конвертах позволяют скрыть доходы от банков и государства или избежать уплаты алиментов при необходимости.

Директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец в беседе с «Коммерсантом» связал проблему, в том числе, с ростом потребительского сектора, развитием торговли и всякого рода доставок. Такие малые формы бизнеса предполагают достаточно высокую автономность сотрудников. Мелкого бизнеса становится больше, но крупный бизнес в мелкий не перетекает.

По данным Росфинмониторинга, в 2016 году объем теневой экономики составил 28,3% внутреннего валового продукта (ВВП), или 24,3 трлн рублей. В 2018 году этот показатель снизился до 20% от ВВП, что соответствует 20 трлн рублей.

«Главпортал», ссылаясь на исследование международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), напоминает, что в 2016 году ACCA оценила долю неформального сектора в России в 39,07% ВВП, или 33,5 трлн рублей. Россия заняла четвертое место в топ-5 крупнейших теневых экономик мира, уступив лишь Азербайджану, Украине и Нигерии.

Пора выйти из тени. Маркировка

Автор: Роман Полынкин , иллюстрация ИИ
Поделиться:

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Мы используем сервис "Яндекс.Метрика", который использует файлы "cookie". Подробнее
Подробнее