
Популяризация электронных платформ и появление маркетплейсов не просто изменили бизнес-ландшафт, а стали настоящей революцией. Для предпринимателей это открыло безграничные возможности для роста и развития, а для владельцев таких платформ стало золотой жилой.
По данным опроса ВЦИОМ, в 2024 году 92% российских онлайн-потребителей отдают предпочтение маркетплейсам. В октябре 2024 года в России общая посещаемость крупнейших площадок превысила 978 млн визитов в месяц. Владельцы таких платформ предоставляют бизнесу огромную аудиторию без внушительных затрат на аренду торговых площадей, создание собственного интернет-магазина и его продвижение. А кроме того, маркетплейсы берут на себя задачи, связанные с логистикой, обработкой заказов, приемом платежей и работой с клиентами. Естественно, за комиссионное вознаграждение.
В 2024 году российский рынок онлайн-торговли вырос на 37% и составил 11,3 триллиона рублей, подсчитали аналитики INFOLine. Это более 20% от всех розничных продаж в России. В некоторых регионах этот показатель гораздо выше. По информации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в Сибири и на Дальнем Востоке уровень интернет-продаж превышает 40%.
Популярность маркетплейсов достигла таких масштабов, что в обиходе появилось новое выражение — «в тапочной доступности». Пункты выдачи заказов (ПВЗ) растут как грибы после дождя. Они есть практически в каждом многоквартирном доме. За своим заказом можно спуститься прямо в пижаме.
Владельцы электронных платформ застолбили новую нишу в организации мировой торговли. Не считаться
с ними невозможно. В России маркетплейсы ратуют за дальнейшее расширение онлайн-продаж, утверждая, что это будет способствовать «обелению» рынка. Являясь посредником между продавцом и покупателем, они лавируют в юридическом и налоговом поле, получая отдельные преимущества.
«В 2025 году я прогнозирую, что товарные маркетплейсы продолжат развитие со скоростью 30-50% в год. Оффлайн-розница продолжит сокращать количество магазинов», – рассказал председатель совета директоров одной из торговых сетей порталу Retailer.
Эксперты солидарны с тем, что в текущем году рынок онлайн-продаж продолжит расширяться. Однако темпы его роста замедляются.
По версии сервиса «МойСклад», в первом полугодии 2024 года темпы роста оборотов крупных маркетплейсов (Wildberries, Ozon, «Мегамаркет» и «Яндекс Маркет») замедлились. За период с января по июнь показатель увеличился на 21%, в то время как годом ранее – на 42%. По онлайн-продажам, определяющим число оплаченных заказов на интернет-площадках, – в первой половине 2024 года продажи «большой четверки» выросли суммарно на 55%, а годом ранее – на 97%.
Еще в начале 2024 года Федеральная антимонопольная служба признала Ozon и Wildberries коллективными монополистами с долей рынка в 80%. Под их удар попал малый торговый бизнес, особенно в непродовольственной сфере. Справиться с конкуренцией экосистем смогли не все.
Малый бизнес жалуется на серьезное снижение прибыли. Живая розница лишается возможности на прямую взаимодействовать с покупателем. Маркетплейсы закрывают производителям и магазинам доступ к конечному потребителю, пресекают прямую работу с ним. Маленькие магазины явно проигрывают конкуренцию за аудиторию. Товар у покупателя теперь ассоциируется с маркетплейсом, а не с брендом.
Достиг ли рынок потолка? Аналитики считают, что возможностей для глобального расширения больше нет. Замедление в секторе продаж это подтверждает. Сегодня массовый покупатель заходит на электронные площадки все чаще в поисках дешевых мелочей. Продавцы зарабатывают меньше, а комиссии платформ продолжают расти.
Электронная торговля – это новая реальность, которая затрагивает все сферы общества. Без четкого государственного регулирования эта система работать эффективно не сможет. Закон «О платформенной экономике в Российской Федерации» до сих пор не принят, хотя обсуждение его проекта ведется уже несколько лет.
Платформенная экономика представляет собой новый уклад социально-экономического развития. Он основан на распространении цифровых экосистем. Электронная платформа облегчает взаимодействие и расчеты между пользователями. Доминирующее положение маркетплейсов на рынке позволило им диктовать свои условия хранения, приемки, продаж, акций, скидок, доставки и возврата товара. Так в 2020 году один из крупнейших маркетплейсов страны установил требование для поставщиков об автоматической скидке в размере 25% на свои товары для участия в распродаже на маркетплейсе. Подобные действия явно ограничивают права и интересы производителей. В новую редакцию законопроекта о платформенной экономике было внесено положение о запрете установления скидок в одностороннем порядке. Это новая бизнес-модель. Задача государства создать равные конкурентные условия для всех участников рынка, защитить интересы как бизнеса, так и потребителей. Новый закон должен защитить потребителей от покупки несертифицированных и опасных товаров. Проверка продавцов на маркетплейсах позволит избежать размещения контрафактной продукции и товаров без сертификатов и лицензий. Обеспечить безопасность данных и защитить граждан, бизнес и сами платформы от мошенников – еще одна важная цель закона.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|