Не брезгуя интуицией, используя методы индукции и дедукции, пытливые умы испокон веков прибегают к анализу и синтезу в отношении самых разных вещей и явлений. Современная сфера познания по своему объёму сравнима со сферой наблюдаемой Вселенной, ведь объектом исследования непременно становится всё, чего коснётся человеческий взор. Сегодня одной из наиболее актуальных проблем в поле зрения является социальная коммуникация как необходимое условие существования общества. Изучение этого предмета особенно важно в век развития информационных технологий, влияющих как на принципы общения, так и, непосредственно, на способы потребления и производства информации.
К примеру, появление интернета существенно повлияло на наше восприятие социальных процессов, о чём в своих научных работах рассуждает Андрей Коновалов – мемолог, политолог, выпускник аспирантуры философского факультета ОГУ им. И. С. Тургенева и соискатель степени кандидата политических наук.

– Андрей, вы представляетесь как мемолог, а в чём заключается деятельность такого эксперта, конечно, помимо просмотра мемов?
– Помимо просмотра материалов, мемолог, разумеется, проводит качественный анализ контента на предмет содержания определённого посыла. Современное интернет-пространство, как показывает практика, насквозь политизировано, что не может не отразиться на самой, не побоюсь этого слова, сакральной его части – мемах. Они могут быть разнообразными: смешными и несмешными, обидными и безобидными, простыми и сложными, словом, любыми; но, так или иначе, в большинстве своём они апеллируют к юмору, а потому рискуют оказаться вне закона (начиная от этических правил отдельно взятой интернет-площадки вплоть до УК РФ).
Вот тут-то и начинается самое интересное, ибо мем, а точнее персона, создающая его, старается обезопасить себя от возможных претензий со стороны так называемых модераторов (в виде алгоритмов либо живых людей) и уходит от эксплицитных посылов, в которых явно прослеживается однозначный смысл, в сторону многослойного, не всегда понятного, а потому более безопасного жанра. Имя ему постирония, стало быть, то, что приходит на смену «старой доброй», всеми любимой иронии. Чтобы понять мем в таком духе, необходимо обладать изрядной насмотренностью, ибо не каждый сможет сходу декодировать все отсылки. Но и на этом интернет-сообщество не останавливается: с недавних пор заговорили о следующей ступени – метаиронии; но это уже высший пилотаж, для особых, так сказать, гурманов. Словом, мир не стоит на месте, с каждым днём усложняется, вместе с ним усложняются и мемы, наша задача – зорко наблюдать за этим процессом, дабы его систематизировать.

– Когда вы решили, что хотите стать кандидатом наук? Расскажите о процессе создания диссертации, насколько быстро определились с темой, столкнулись ли с какими-то трудностями?
– Довольно трудно назвать конкретную дату, когда я впервые задумался об учёной степени, но могу сказать точно, что в момент подачи документов в аспирантуру я был настроен решительно и ответственно заявил своему научному руководителю, что планирую выходить на защиту. Ему понравился мой настрой, ещё больше ему понравилась предполагаемая тема моей работы, связанная с информационными войнами. Так, вместе мы погрузились в увлекательный мир манипуляции сознанием, чему посвятили больше десятка статей. Однако, стоит всё же оговориться: первоначальная тема была слишком уж обширная, поэтому необходимо было немного сузить её, дабы исследование было наиболее продуктивным. Так я и пришёл к мысли об интернет-мемах, а именно об их месте в современной политической пропаганде. Что касается трудностей, не могу сказать, что учиться трудно, намного труднее находить для этого время.
– Над какой темой/проблемой вы размышляете сегодня? Что за недавнее время вызвало у вас исследовательский интерес?
– В последнее время меня, как и многих моих товарищей, занимает проблема искусственного интеллекта в современной политике. К ней можно подойти с разных сторон, но конкретно меня волнует то, что ИИ научился симулировать оттенки юмора, о которых шла речь выше. Мы находимся на пороге передачи самого сакрального элемента нашего бытия в руки машин. Можно передать им в распоряжение всё остальное и при этом оставаться человеком, но как только они начнут производить для нас интернет-мемы – назад дороги уже не будет.

– Почему вы стали развиваться именно в сфере политологии? Опишите то, что привлекает вас в этой дисциплине.
– Я полагаю, в сфере политологии у нас с тем или иным успехом развивается как минимум половина взрослого населения страны. Я мало чем от них отличаюсь, разве что чуть более системно подхожу к этому процессу, опираюсь на классиков политической теории, например. А привлекает меня в первую очередь возможность иметь своё мнение по поводу происходящих процессов, но, чтобы это мнение хоть сколько-нибудь учитывалось, необходимо признание научного сообщества, которое как раз-таки и выражается в статусе кандидата наук. Ты можешь быть трижды гением, но кто ты такой без соответствующего документа?
– Находят ли ваши научные идеи отражение в вашей повседневной жизни?
– Да, безусловно, мои научные идеи находят отражение в повседневной жизни, поскольку с пропагандой, явной или скрытой, мы сталкиваемся повсеместно и ежечасно. Нам всё время что-то навязывают: начиная от политических идеологий и заканчивая всевозможными сортами майонеза или глазированных сырков; Эдвард Бернейс, отец PR, не даст соврать.
– Чем вы занимаетесь в свободное от написания статей время? Расскажите немного о вашей вненаучной деятельности и увлечениях.
– Свободного времени нет у меня. Отдыхаю… Лежу, сплю. Просто лежу и всё, дремлю, в лёгкой дремоте… Гуляю просто, прогулка лёгкая, или бег.
– Благодарю вас за интересный и содержательный разговор. Напоследок скажите, какой вопрос вы бы задали нашим читателям?
– Если возвращаться к теме мемов, в интернете существует некая дихотомия в отношении всего контента, который там находится. Эта дихотомия выражается в двух чрезвычайно простых понятиях: 1) Кринж — чувство неловкости и стыда, возникающее при восприятии действий или высказываний, нарушающих ожидания уместности. 2) База — чувство уверенности в истинности и правильности высказывания или позиции, не зависящее от внешнего одобрения. Так вот, напоследок хочется предложить на выбор читателей два варианта ответа для оценки данного интервью: базированный кринж или кринжовая база?..
Беседовала Юлия Ёрш 
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
|---|